
Федеральным законом от 25.12.2023 № 678-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно внесенным поправкам расширен перечень случаев медицинского вмешательства, когда такое вмешательство допускается без согласия гражданина (его законного представителя).
Так, медицинское вмешательство без согласия гражданина (его законного представителя) допускается при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека.
Кроме того, до начала оказания медицинской помощи, гражданином (его законным представителем) не должно быть заявлено отказа от медицинского вмешательства.
Решение о таком медицинском вмешательстве, согласно внесенным изменениям, принимается медицинским работником выездной бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а информация об этом вносится в медицинскую документацию пациента.
Погашение и снятие судимости
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Если новое преступление совершено в период непогашенной судимости, то виновный несет более строгое наказание, в его действиях может быть усмотрен рецидив преступлений, для отбывания наказания в виде лишения свободы ему может быть определена исправительная колония с более строгим режимом.
Однако погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Поэтому при совершении нового преступления после погашения или снятия судимости лицо будет считаться впервые совершившим преступление (не имеющим судимости).
В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается по истечении определенных сроков, предусмотренных законом.
Так, судимость погашается в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
в отношении лиц, осужденным к таким видам наказания, как штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Следует отметить, что для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, указанные сроки погашения судимости значительно сокращены.
Законом предусмотрено снятие судимости до истечения срока ее погашения.
Это может сделать суд по ходатайству осужденного. При этом ему нужно доказать, что после отбытия наказания он вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением.
Кроме того, судимость может быть досрочно снята на основании акта об амнистии, принимаемого Государственной Думой РФ, или в порядке помилования Президентом РФ.
Закон о возмещении расходов на споры в Роспатенте заработает с 10 февраля 2024 года
В ГК РФ закрепят, что затраты на спор в Роспатенте проигравшая сторона должна возместить оппоненту. Если последнего ведомство поддержало частично, суммы нужно компенсировать пропорционально объему удовлетворенных требований.
Расходы включают среди прочего:
- патентные и другие пошлины;
- выплаты экспертам, специалистам и переводчикам;
- средства на оплату (в разумных пределах) услуг патентных поверенных, адвокатов и иных лиц, которые оказывают юрпомощь.
Правила касаются также возмещения затрат на споры в сфере интеллектуальной собственности, которые в административном порядке рассматривают другие госорганы.
Сейчас в ГК РФ подобных положений нет. Однако уже больше года действует позиция КС РФ, по которой затраты на спор в Роспатенте можно взыскать с проигравшей стороны, если решение ведомства обжаловали в суде. Именно КС РФ потребовал принять законодательные изменения.
Права предпринимателей при проведении проверки
Гарантии прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля установлены Федеральным законом от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно статье 21 названного Федерального закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, при проведении проверки имеют право:
— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по
вопросам, относящимся к предмету проверки;
— получать от контролирующего органа их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
— знакомиться с документами и (или) информацией, полученными контролирующими органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, а также с результатами проверки;
— представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в контролирующий орган по
собственной инициативе;
— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в
субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
За несоблюдение должностными лицами контролирующих органов требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении по указанной статье принимает прокурор.
Установлен новый порядок изменения сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка (земельных участков), местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства при исправлении реестровой ошибки
Порядок подготовлен с целью реализации положений Федерального закона от 04.08.2023 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Минпросвещения России утвердило новый порядок, условия выдачи «золотых» и «серебряных» медалей «За особые успехи в учении».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 №730 утверждены новые Порядок и условия выдачи медалей «За особые успехи в учении» I и II степеней. В соответствии с новым Порядком для медалей «За особые успехи в учении» введены две степени: первая (т.н. «золотая медаль») и вторая (т.н. «серебряная медаль»). Ранее выдача «серебряных медалей» не была предусмотрена.
Получить медаль «За особые успехи в учении» I степени может выпускник школы, имеющий итоговые оценки «отлично» по всем учебным предметам, набравший не менее 70 баллов на едином государственном экзамене (далее – ЕГЭ) по предмету «Русский язык» и не менее 70 баллов ЕГЭ по одному из сдаваемых предметов, либо 5 баллов за сдачу ЕГЭ по предмету «Математика» базового уровня (при сдаче только предметов «Русский язык» и «Математика» базового уровня).
Получить медаль «За особые успехи в учении» II степени может выпускник школы, имеющий итоговые оценки «отлично» и не более двух итоговых оценок «хорошо», набравший не менее 60 баллов ЕГЭ по предмету «Русский язык» и не менее 60 баллов по одному из сдаваемых учебных предметов, либо 5 балов за сдачу ЕГЭ по предмету «Математика» базового уровня (при сдаче только предметов «Русский язык» и «Математика» базового уровня).
Первые медали «За особые успехи в учении» согласно новому порядку выпускники школ смогут получить в 2024 году.
Ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица.
В соответствии с ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
К сведениям о частной жизни лица, составляющим его личную семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудио-, видеозаписи, выписки из медицинских документов и т.д.
Под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например, путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения.
Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их хотя бы одному лицу в устной, письменной или иной форме и любым способом, а также путем передачи материалов или их размещения в СМИ или сети Интернет в виде фото-, видео- или аудиоматериалов.
Уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ наступает за указанные действия, совершенные без разрешения лица и при отсутствии предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами оснований для получения, использования, предоставления сведений о частной жизни граждан без их согласия.
Не может повлечь уголовную ответственность собирание или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его воле.
За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до двухсот тысяч рублей, обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительных работ на срок до одного года, принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на те же сроки.
Частями второй и третьей статьи 137 УК РФ установлена повышенная ответственность за данное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а также в форме незаконного распространения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, в СМИ или сети Интернет информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.
Максимальное наказание по ч. 3 ст. 137 УК РФ предусмотрено в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Принят федеральный закон о запрете создания новых скотомогильников
Федеральный закон от 12.12.2023 № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на совершенствование регулирования отношений в области обращения с биологическими отходами.
Согласно Федеральному закону биологическими отходами признаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, ветеринарные конфискаты, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Предусматривается подразделение биологических отходов на две категории: умеренно опасные биологические отходы и особо опасные биологические отходы.
Федеральным законом устанавливаются особенности сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов. В частности, допускается уничтожение биологических отходов только с использованием объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников.
Запрещается создание новых скотомогильников и предусматривается ликвидация существующих скотомогильников в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации (за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, заражённые возбудителем сибирской язвы).
Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся учёта организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, а также объектов уничтожения биологических отходов.
Данный учёт осуществляется посредством включения соответствующей информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.
Определяются особенности содержания и (или) эксплуатации объектов биологических отходов и ликвидации скотомогильников.
В законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым правовым регулированием отношений в области обращения с биологическими отходами.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.
Что относится к твердым коммунальным отходам
Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что твёрдые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Также согласно письму Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06 к ТКО относятся отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, - например, мусор и смёт уличный, мусор и смёт от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.).
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. К таким отходам относится строительный мусор, бетон, рамы, бревна, доски и др.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В КоАП РФ уточнены положения об административном выдворении лиц за пределы Российской Федерации.
Ст. 27.19.1 КоАП РФ установлен срок содержания иностранного гражданина или лица без гражданства подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанные лица не могут содержаться в специальных учреждениях более 90 суток. Рассматриваемый срок может быть увеличен не более чем на 90 суток судьёй по ходатайству судебного-пристава исполнителя, исполняющего постановление по делу об административном правонарушении, или уполномоченного сотрудника органа внутренних дел.
Условия принятия решения судьей о применении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства описаны в ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ.
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза
Приказом Минтруда России от 08.11.2023 № 792н утверждены порядок и условия обеспечения проведения медико-социальной экспертизы без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя и их состава, вступившие в силу с 01.01.2024.
Заочная медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) проводится без доступа сотрудников бюро МСЭ к персональным данным гражданина по обезличенным документам.
Направления на экспертизу распределяются на цифровой платформе между бюро всех регионов независимо от места жительства гражданина.
По итогам экспертизы, после вынесения решения, персональные данные гражданина отражаются в финальном документе – справке об инвалидности и в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.
Если в ходе МСЭ с ограниченным доступом к персональным данным принимается решение о проведении МСЭ с личным присутствием гражданина, то с документов снимается ограниченный доступ, и они направляются в бюро МСЭ по месту жительства гражданина (пребывания, фактического проживания), где проводится МСЭ с личным присутствием.
В случае отказа в признании гражданина инвалидом формируется (из электронного дела МСЭ) выписка с результатами проведения экспертизы и направляется гражданину (его представителю) на бумажном носителе заказным почтовым отправлением и в личный кабинет на Едином портале госуслуг.
В течение месяца его можно обжаловать в бюро МСЭ по месту жительства, где будет проводиться очная экспертиза.
МСЭ без доступа к персональным данным проводится в течение 30 рабочих дней, а в отношении нуждающихся в паллиативной помощи или в протезировании после ампутации конечности – в течение 3 рабочих дней.
Изменены правила выдачи материнского (семейного) капитала
С 1 января 2024 года в силу вступили изменения в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В соответствии с этими изменениями, на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал могут претендовать лица, указанные в ч. 1 ст. 3 рассматриваемого закона, при условии рождения (усыновления) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению.
Родители ребёнка, независимо от места их жительства, должны иметь гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка.
Общее правило приобретения ребёнком гражданства Российской Федерации установлено в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.04.2023 №138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации. В соответствии с данной статьей ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
1) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации;
2) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства;
3) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился в Российской Федерации);
4) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином (при условии, что ребенок родился за пределами Российской Федерации и не приобрел гражданство (подданство) иностранного государства по рождению);
5) оба его родителя или единственный родитель являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Российской Федерации (при условии, что ребенок родился в Российской Федерации и не приобрел гражданство (подданство) иностранного государства по рождению).
Рассматриваемые изменения правил выдачи государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал не распространяются на граждан Российской Федерации, не имевших гражданства Российской Федерации и постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день рождения (усыновления) ребенка (детей) по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Расширен перечень обязанностей обучающихся – введён запрет на использование мобильных телефонов на уроках в начальной и средней школе.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
4.1) не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживать в ней чистоту и порядок;
6) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.
Обязанность, предусмотренная п. 4.1 ч. 1 ст. 43 рассматриваемого Федерального закона, распространяется на учеников начальной и средней школы. Во время уроков им запрещается использовать мобильные телефоны. Исключение составляют экстренные ситуации – например, когда жизни или здоровью ученика или учителя угрожает опасность.
«Доходы, полученные преступным путем»
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Объектом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, могут выступать денежные средства, хранящиеся на различных счетах физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций. В современное время, ввиду развития информационных технологий актуальной проблемой остается борьба с киберпреступностью, жертвой которой может стать каждый. Бдительность населения понижает риск вовлечения граждан в теневые финансовые потоки. Согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Указания Центрального Банка России от 07.10.2013 № 3073-У расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Наличные расчеты могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Между тем, отдельные лица прибегают к незаконным схемам обналичивания, т.е. снятию денег со счетов организации по фиктивным договорам. Целью, как правило, является увод денег из официальной отчетности, получение необоснованной налоговой выгоды. Такие схемы, при всем их многообразии, всегда являются мошенническими и не только создают риск потери средств организацией, но и являются основанием для привлечения ее руководителя к ответственности. Статьями 198, 199, 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с физического лица, с организации, подделку, изготовление или сбыт поддельных документов до 4-х лет лишения свободы. Широкое распространение в Российской Федерации получило также создание многочисленных фиктивных «фирм-однодневок», широко применяющихся при совершении налоговых преступлений и оформленных, как правило, за вознаграждение на лиц с невысоким уровнем доходов, на подставных или умерших лиц. Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности. Юридические лица с признаками фиктивности, как правило, фигурируют во всех преступных схемах, направленных на хищение бюджетных денежных средств, легализацию доходов, полученных преступным путем, на проведение незаконных операций по обналичиванию денежных средств, на обеспечение совершения преступлений, связанных с терроризмом, контрабандой, отмыванием криминальных доходов, с рейдерскими захватами чужой собственности. Ответственность за вышеуказанные действия предусмотрена статьями 173.1 УК РФ, 173.2 Уголовного кодекса РФ и влечет наказание вплоть до лишения свободы на срок 5 лет. Участие в подобных схемах обналичивания денежных средств – прямое нарушение закона и неминуемо повлечет ответственность. Кроме того, прокуратура района предупреждает граждан о недопустимости передачи неизвестным лицам персональных данных и документов для открытия банковских счетов, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку эти данные могут быть использованы в преступных целях злоумышленниками, в том числе для финансирования терроризма. Бдительность населения понижает риск вовлечения граждан в теневые финансовые потоки.
«Ответственность за незаконные схемы обналичивания денежных
средств»
Ответственность за незаконные схемы обналичивания денежных средств и вовлечение граждан в теневые финансовые потоки Согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов» расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Наличные расчеты могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. Вместе с тем, при использовании незаконных схем обналичивания, в том числе в виде снятия денежных средств со счетов организаций, индивидуальных предпринимателей по фиктивным договорам, данные схемы являются противоправными. Целью таких схем, как правило, является увод денег из официальной отчетности, получение необоснованной налоговой выгоды. В настоящее время широкое распространение в Российской Федерации получило также создание и использование фирм-однодневок, оформленных, как правило, за вознаграждение на лиц с невысоким уровнем доходов, на граждан, когда-либо утративших личные документы, а также на подставных или умерших лиц. Под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели едения предпринимательской деятельности. Юридические лица с признаками фиктивности, как правило, фигурируют во всех преступных схемах, направленных и на хищение бюджетных денежных средств, уклонение от уплаты налогов, легализацию (отмывание) преступных доходов, проведение незаконных операций по обналичиванию денежных средств, обеспечение терроризма. Ответственность за создание фирм-однодневок предусмотрена ст.ст. 173.1, 173.2 УК РФ и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.